Что нужно знать церковным соцработникам о новом законе о соцобслуживании

Что нужно знать церковным соцработникам о новом законе о соцобслуживании

Старший юрист Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова провела онлайн-семинар, посвященный новому закону о социальном обслуживании, и рассказала, как социально ориентированные НКО могут претендовать на государственное финансирование своей работы

Как социально ориентированные организации могут претендовать на финансирование от государства, как работает новый закон о социальном обслуживании - эти и другие вопросы разобрала старший юрист Синодального отдела по благотворительности Наталия Старинова в ходе онлайн-семинара Синодального отдела по благотворительности, посвященного вступившему в силу 1 января Закону №442-ФЗ «Об основах  социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

По новому закону, в субъектах РФ формируется реестр поставщиков социальных услуг  и регистр их получателей (статьи 24-26).  Реестр станет основным инструментом для государственного финансирования и упорядочивания деятельности поставщиков социальных услуг. Реестр представляет собой информационную систему, в которую включаются все поставщики социальных услуг - и государственные, и частные. Если организация будет включена в реестр, то она сможет участвовать в системе государственной компенсации расходов для социальных услуг, предоставляемых бесплатно или за частичную оплату.

"В новом законе указаны две категории людей, которые точно могут получить социальные услуги бесплатно. Это несовершеннолетние и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных и межэтнических конфликтов. В остальных случаях будет рассчитываться среднедушевой доход, который должен быть ниже установленного в субъекте федерации предельного дохода для бесплатного получения социальных услуг. Порядок расчета среднедушевого дохода установлен постановлением правительства РФ от 18.10.2014 г. № 1075", - отметила в ходе семинара Наталья Старинова.

Организация из реестра может быть рекомендована гражданам в качестве исполнителя индивидуальной программы оказания социальных услуг, - в этом заключается еще одно нововведение закона.

Пока практически все организации в реестрах поставщиков социальных услуг государственные, но в будущем ситуация может измениться. "Я просмотрела реестры нескольких регионов. Пока ни в одном я не нашла негосударственных поставщиков социальных услуг, - отметила Наталия Старинова. - Однако я знаю, что в Москве некоторые организации уже готовят свои заявки на включение в реестр, и я надеюсь, что по ним будет принято положительное решение".

Финансирование государственного социального обслуживание остается прежним. Оно осуществляется за счет бюджета и за плату. "Например, в психоневрологических интернатах или домах престарелых подопечные оплачивают услуги учреждения по договору о социальном обслуживании. Такова устоявшаяся практика, и она сохранится", - комментирует юрист.

Для некоммерческих организаций государственное финансирование осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета региона как компенсации расходов.

"К вам приходит гражданин со своей индивидуальной программой оказания социальных услуг. Вы ему эти услуги оказываете, тратите свое время, ресурсы, денежные средства. Гражданин вам не платит, но вы обращаетесь к государству, которое компенсирует вам расходы", - пояснила ведущая семинара.

Гражданин может выбрать и поставщика услуг, который не входит в его программу, но состоит в реестре поставщиков соцуслуг. В этом случае затраты поставщику компенсируются в соответствии с тарифами и нормативами, определенными в регионах по методикам, утвержденным федеральным правительством.

Новым законом введены стандарты социальной услуги - описание, объем, сроки, периодичность и подушевой норматив финансирования, а также условия предоставления услуг, например, для инвалидов. Если организация будет включена в реестр, то ей нужно будет оказывать социальные услуги в соответствии со стандартами.

Другой способ получения финансирования - проведение закупок социальных услуг, хорошо известная практика "госзаказа". Оно регулируется федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Также финансирование осуществляется  за счет средств получателей услуг, если услуги попадают в число полностью или частично выполняемых за плату.  

На семинаре рассматривался пример компенсирования затрат социальной организации на примере Москвы. Например, постановление Правительства Москвы № 829-ПП определяет правила предоставления из столичного бюджета субсидий поставщикам социальных услуг, включенных в реестр. Компенсации производятся городским Департаментом соцзащиты. Размер субсидии определяется по отчетам поставщика.  

Кроме обязательств соответствовать стандартам услуг и оказания их по тарифам поставщик услуг должен работать в этой сфере не менее 5 лет, он должен быть зарегистрирован в качестве налогоплательщика, у него должно быть недвижимое имущество (в собственности или в аренде), необходимое для предоставления социальных услуг, а его работники должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов.  

Для включения в реестр поставщик подает в Департамент соцзащиты населения учредительные документы, лицензии, перечень услуг, тарифы, информацию о формах предоставления услуг (на дому, в стационаре и т.п.) и другие сведения - всего 13 пунктов перечня документов.  Департамент проверяет полноту и достоверность информации и принимает решение, включать ли поставщика в реестр. Если решение положительное, то поставщику выдается свидетельство, а на сайте ДСЗН появляется информация о поставщике.

"Документы достаточно сложны и объемны, - добавила Наталия Старинова. - Если у вас возникает вопрос, не стесняйтесь обращаться в региональный департамент соцзащиты и просить пояснений, посмотрите план их обучающих мероприятий. Часто государственные органы проводят свои семинары или консультации. На них стоит сходить. Другой возможный путь - епархиальному социальному работнику постараться договориться с региональным департаментом о специальном семинаре для приходских соцработников".

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2015 года. Он заменил собой два действовавшие ранее закона: N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Полная запись онлайн-семинара,  презентация, комплект примеров и типовых документов доступны по адресу: http://www.diaconia.ru/webinars/zakon442/

Полный текст Федерального закона №442-ФЗ доступен по адресу: http://www.diaconia.ru/ob-osnovakh-socialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-v-rossijskoj-federacii

31.03.2015 13:40, 2132 просмотров

Темы: Законодательство