Инклюзивный творческий форум «Пасхальная радость» стартовал в онлайн-формате

Фрагмент онлайн-конференции
Фрагмент онлайн-конференции

Он объединил более 70 специалистов по работе с людьми с инвалидностью из Москвы, Екатеринбурга, Риги, Петрозаводска и других городов

Инклюзивный форум «Пасхальная радость» проходит в двух форматах. При поддержке Синодального отдела по благотворительности и ПСТГУ 22 и 29 мая состоялось первое мероприятие форума - дистанционная научно-практическая конференция «Творчество объединяет: успешные практики творческой инклюзии и социокультурной реабилитации». На ней специалисты из Москвы, Ярославля, Кирова, Орла, Волгодонска, Екатеринбурга, Петрозаводска, Самары, Риги и других городов поделились успешными практиками творческих проектов, которые помогают в социокультурной реабилитации детей с инвалидностью. Очная часть форума - X юбилейный фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость», конкурс талантов для детей и молодых людей с инвалидностью из детских домов-интернатов, коррекционных школ и реабилитационных центров - пройдет осенью 2020 года.

«Это очень важная задача – объединить всех людей в любви, добре, учитывая особенности каждого. Чтобы понять другого, нужно приложить усилия наладить связь с другим человеком, – сказал в своем приветствии председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Объединению людей друг с другом служат молитва, богослужения, искусство и культура. Нет больше радости на земле, чем вместе делать добрые дела. Дай Бог, чтобы конференция помогла вам этому научиться». 

Форум направлен на создание инклюзивного пространства для творчества и общения всех его участников, отметила руководитель направления по работе с людьми с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева.

«Когда фестиваль проходил первый раз – более 10 лет назад – в России люди с инвалидностью были исключены из социума: существовала невидимая стена между ними и окружающими их людьми. Они часто не имели возможность выйти из интерната или из квартиры. Считалась, что чем меньше особенный человек соприкасается с обществом, тем лучше и для него, и для окружающих, – отметила Вероника Леонтьева. - Нашей целью стало – создать сообщество единомышленников и новое инклюзивное дружелюбное пространство, которое смогло бы расширить картину мира людей с инвалидностью за пределами социального учреждения или одной семьи».

Творческие выступления детей и молодежи с инвалидностью важны как для них самих, так и для их родителей, считает она. «Статус ребенка становится совсем другим на фестивале. На них смотрят не как на детей-инвалидов, а как на конкурсантов», – подчеркнула Вероника Леонтьева. По ее словам, за 10 лет появилось множество профессиональных творческих инициатив детей и молодежи с инвалидностью как государственного, так и общественного сектора.

С приветственным словом на конференции также выступила заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ Татьяна Зальцман.

На конференции были представлены успешные практики в разных областях инклюзии. Социокультурная реабилитация детей и молодых людей с инвалидностью может происходить посредством участия в театральных постановках. Так, например, в Ярославле с 2013 года работает инклюзивный конно-драматический театр. Большая часть труппы – это люди с ментальными особенностями, проживающие в ПНИ.

«Люди из социальных учреждений живут в постоянной изоляции, чтобы выйти – нужен пропуск, разрешение. Во время пандемии люди из ПНИ вообще не выходят из комнат. Они привыкли делать все с разрешения, не проявлять инициатив. Все эти проблемы мы решаем в нашем проекте, – рассказала руководитель театра Екатерина Сибаринова. – В театре работают профессионалы – врачи, тренеры-консультанты, художники, дизайнеры, фотограф, видеограф. На время карантина мы проводим видеорепетиции. Все это развивает социальные навыки и повышает шансы на сопровождаемое проживание наших ребят».

Положительный эффект для адаптации людей с ментальными особенностями имеют специальные занятия в музейном пространстве. «Использование культурных пространств повышают возможность социального развития. Музей развивает личность», – сказала кандидат педагогических наук, доцент Донского государственного технического университета Светлана Брикунова. Музейная среда сама по себе открывает новые возможности для работы с людьми с инвалидностью и способствует реабилитации не только детей, но и их родителей, также отметила старший научный сотрудник, арт-терапевт, художник-педагог ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве Марина Дрезнина. «Очень важной особенностью в музейной реабилитации является поддержка мам, которые часто транслируют свое душевное и психическое настроение на ребенка», – отметила она.

В творческой реабилитации людей с разными формами инвалидности также используется танец. В центре социокультурной анимации «Одухотворение» в Москве танцевальная реабилитация – это совместное танцевальное творчество людей с инвалидностью и без. В центре используются разные танцевальные стили, в которых участвуют люди на колясках, люди с синдромом Дауна и с нарушением опорно-двигательного аппарата. По мнению руководителя центра и члена Президиума Всемирной организации инклюзивного танца Леонида Тарасова, личностный контакт и взаимная поддержка внутри коллектива оказывают позитивный эффект на людей с инвалидностью и на волонтеров, так как работа в команде связана с взаимной поддержкой. Кроме того, занятия в коллективе вырабатывают чувства ответственности: нельзя подвести рядом стоящего, опоздать, не выучить, не доработать. Люди учатся помогать друг другу, как во время танца, так и вне занятий, считает педагог дополнительного образования Тамбовской областной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Алла Ненашева.

Реабилитация посредством творчества используется и в условиях специализированных учреждений. Учитель-тифлопедагог, регент «Сергиево-Посадского дом-интерната слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Ольга Мухина рассказала о реабилитации детей с нарушениями слуха и зрения посредством музыкально-хоровой деятельности, а также поделилась опытом создания детского клироса из незрячих воспитанников.

Конференция прошла в рамках проекта «Инклюзивный творческий форум "Пасхальная радость». Организаторами мероприятия выступили Синодальный отдел благотворительности, АНО «СПАСИ», кафедра социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и АНО «ЦСА «Одухотворение». Мероприятие прошло при поддержке фонда Президенстких грантов.

Фестиваль «Пасхальная радость» проходит с 2011 года. Ранее фестиваль проходил в Сергиевом Посаде (2011-2013, 2018 годы), Кинешме (2014 год), Твери (2015 и 2017 годы),  Калуге (2016 год) и Пензе (2019 год).

Сегодня в Русской Православной Церкви действуют более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив, среди них – более 400 проектов помощи инвалидам, включая дома сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью.

01.06.2020 11:47, 862 просмотров

Темы: Инвалиды Волонтеры - инвалидам Дети инвалиды