На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Архимандрит Пантелеимон (Шатов) стал епископом

21 августа, в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, на Литургии в день памяти святых Зосимы, Германа и Савватия Соловецких, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении 12 епископов совершил епископскую хиротонию председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению архимандрита Пантелеимона (Шатова).

Его Святейшеству сослужили: митрополиты Кишиневский и всея Молдавии Владимир; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон; Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей; епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва; Архангельский и Холмогорский Тихон; Кагульский и Комратский Анатолий; Хынковский Петр; Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Бельцкий и Фэлештский Маркелл; Подольский Тихон, руководитель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии.

 

 

За день до хиротонии, 20 августа, по окончании всенощного бдения в Преображенском соборе Соловецкого монастыря состоялся чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. 

«Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!» — обратился во время наречения к Святейшему Патриарху и сослужащим ему епископам архимандрит Пантелеимон. – «Достойные преемники апостолов Господа Нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир пасти грешников, из которых я первый.

Вы собрались сегодня, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем, чтобы меня возвысить до участия в вашем собрании. Мне стыдно и неловко что-то     говорить в вашем кругу, кругу святителей Божиих, богомудрых хранителей веры Православной, через которых на земле является воля Божия. Послушание Святейшему Патриарху и Священному Синоду понудило меня прийти в ваше собрание. Отвечая на Ваш призыв, Ваше Святейшество, кающимся грешником пришел я к Вам, и Вы, не возгнушались моей нечистотой, но разрешили меня от грехов, облекли в ангельский образ, даровали мне новое драгоценное имя, богомудрым словом наставили на путь монашеского жития и возвели в сан архимандрита. Вот и сегодня Вы, Ваше Святейшество, вновь призвали меня для наречения во епископа Орехово-Зуевского.

Со страхом и трепетом и сознанием своего крайнего недостоинства пришел я сегодня сюда. Когда Вы, Ваше Святейшество, впервые сказали мне о своем намерении призвать меня на новое служение, на все мои недоумения и вопросы Вы ответили кратко: „Доверьтесь Патриарху“. Я доверяюсь Вам, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, потому что верю, что через Вас меня призывает Господь.

Почти сорок лет тому назад Бог, в Которого я не верил, но Которого уже вопрошал и Которого призывал в самые трудные моменты жизни, явил мне во сне, но явственней, чем наяву, куда ведет меня моя греховная, исполненная гордости и беззакония жизнь. Я падал в бездну, кромешная тьма окружала и пронизывала меня. С каждым мгновением нарастал ужас, и ничто не могло мне помочь. Видение кончилось, какая-то сила вернула меня в наш обычный мир, который по сравнению с реальностью пережитого казался мне картонной декорацией. Я поверил в Бога и крестился, и вот уже почти сорок лет я погружаюсь в иную бесконечную бездну, бездну Божественной Любви. Господь покрывает все мои грехи, Господь самые тяжелые скорби претворяет в радость, Господь в болезни дает утешение большее, чем в здравии. Перед этой бездной Божественной любви, все мои грехи оказываются ничтожными и ничего не значащими.

Послушанием Святой Церкви я должен ответить на эту любовь. Я знаю, что Господь призывает меня не к славе и богатству, не к почестям и успокоению, а к самоотвержению и служению людям, нуждающимся в любви и заботе.

Я тоже, как нищий в замечательном приточном образе Симеона Нового Богослова, получил золотую монету, и не одну, а был буквально осыпан золотом. И я тоже хочу бежать к тем моим собратьям, которые не причастны этому духовному богатству, и каждому из них сказать – вот этот Господин одаривает нищих, просите у Него, Он и вам даст так же, как дал мне.

Свою любовь ко мне Господь являл прежде всего в людях, которых посылал мне на моем жизненном пути. Один из них, дивный старец Тихон Пелих, однажды, смеясь, сказал мне, молодому женатому сельскому священнику: „Будете епископом“. Первый шаг к архиерейскому служению, монашеский постриг, был совершен Вами, Ваше Святейшество, в день блаженной кончины о. Тихона, 17 июля.

Отец Павел (Троицкий), которого я почитаю, как великого святого ХХ века, после смерти моей жены, когда я думал о монашестве, написал мне, что пока менять в жизни ничего не нужно. Я мысленно прошу благословения у отца Павла на совершающиеся со мною изменения и верю, что они совершаются по воле Божией.

Сегодня я вспоминаю и благодарю всех живых и усопших, согревавших меня любовью, служивших, помогавших мне, вразумлявших, воспитывавших меня. В первую очередь мою маму, не знавшую Христа, но самозабвенно любящую меня, явившую мне своей любовью в детстве образ рая.

 Господь сподобил, чтобы мое наречение и рукоположение совершилось на святой земле соловецкой, земле освященной и обильно политой потом преподобных и кровью новых мучеников. Здесь великие архиереи становились бесправными узниками земного ада, а я, недостойный, буду возведен вами, святители Божии, на высочайшую степень священства, чтобы помогать словесным овцам войти во врата Рая. Новые мученики и исповедники Российские, вашим подвигом и вашими молитвами, Церковь Русская освободилась от безбожного ига, молитесь обо мне, чтобы я восприняв благодатный дар архиерейства, отложил самолюбие, сомнение и боязнь, и до конца своей жизни безропотно нес иго Христово, хотя бы в малейшей степени подражая всем пострадавшим за православную веру.

Завтра я склоню перед престолом Божиим свою голову, и Вы, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, возложением Святого Евангелия и Вашими святительскими молитвами низведете на меня дар епископской благодати, которая уврачует немощи моей души, восполнит скудость моего ума и сердца для совершения нового служения, к которому призывает меня Святая Церковь.

Я прошу вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, усердно помолиться обо мне, чтобы переоблачив меня в другие одежды, изменив мое имя, Господь изменил бы и мое сердце и просветил мой ум познанием Святой Троицы. „Дело диакона исправляет тот, кто намащает ум на священные подвиги и отгоняет от него страстные помыслы; дело пресвитера – кто просвещает ум познанием сущего и уничтожает лжеименное знание; дело епископа – кто завершает усовершение ума святым помазанием ведения поклоняемыя Святыя Троицы“.

Прошу Ваших святых молитв, чтобы и на мне исполнились эти слова преп. Максима Исповедника, чтобы я за множеством дел и попечений никогда не забывал главное дело архиерейского служения — содействовать умножению в этом мире любви и знания Бога, в Троице покланяемого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

 

21 августа, сразу после Божественной Литургии и молебна преподобным Герману, Зосиму и Савватию, Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Пантелеимону: «Преосвященный епископ Пантелеимон! Всеблагим Промыслом Божиим, зовущим делателей на ниву Христову, и решением Священного Синода ты призван к высокому епископскому служению. Ныне при возложении на твою главу Евангелия и архиерейских рук тайнодействием благодати Святого Духа ты стал нашим собратом и сослужителем.

Велико и ответственно епископское служение Церкви Христовой. По преемству от святых апостолов епископ „соль земли“ и „свет мира“ (Мф. 5, 13-14). Обращаясь к Своим ученикам и последователям, Господь говорит: „Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного“ (Мф. 5, 16).

Отныне, как архипастырь словесного стада Христова, ты всегда должен являть собой живой пример благочестия, терпения, воздержания, кротости, любви и доброделания. Да запечатлеваются в твоем сердце слова Господа: „Милости хочу, а не жертвы“ (Мф. 9, 13). Опытом тридцатилетнего приходского служения ты постиг, что всякое дело и слово, не согретое любовью, становится по слову апостола „медью звенящей или кимвалом звучащим“ и нет в нем никакой пользы (см. 1 Кор., 13, 1-3).

С усердием служа в Москве и в Подмосковье, ты не искал ни власти, ни почестей. Господь помогал тебе созидать не только приходскую жизнь, но и благочестиво устроять домашнюю церковь: вместе с почившей матушкой ты воспитал четырех дочерей, которые ныне растят одиннадцать внуков.

В атмосфере взаимной любви и христианской простоты ты терпеливо трудился на различных поприщах: став настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, имел духовное попечение о созданном при нем Свято-Димитриевском сестричестве, а затем и об одноименном училище милосердия; ты возглавлял Комиссию по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, а в марте сего года был назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Таким образом, диакония на протяжении многих лет была существенной составляющей твоего призвания. Сердцеведец Господь призрел на твой труд и смирение, и сегодня ты возведен в епископский сан, благочестное пребывание в котором, надеюсь, преумножит твои силы. Как Патриаршему викарию отныне тебе надлежит являть высочайшее достоинство послушания, соработничать Предстоятелю Церкви в его служении Богу и людям. Верь, твердо верь, что Пастыреначальник Христос, подавший труды, щедро подаст и силы. Да не смущается сердце твое и да не устрашается (см. Ин. 14, 1).

Если священство есть дар любви, то епископство дар сугубой любви. В центре твоей жизни всегда должна быть Божественная литургия. Совершая это общее соборное делание, памятуй о необходимости продолжать его делами милосердия, а посему проси Всещедрого Бога о ниспослании терпения, от которого, по слову апостола Павла, происходит опытность, „от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам“ (Рим. 5, 4-5). „Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам“ (Мф. 7, 7). Литургией после Литургии можно назвать то служение, которое призван осуществлять возглавляемый тобою Синодальный отдел в масштабах всей Церкви. Нелегко и ответственно это служение. И мы воочию убедились в этом совсем недавно, когда сотрудники твоего отдела, а также сотни добровольцев, откликаясь на Божий призыв, пошли, охваченные пламенем пожаров, к тем, кто страдал, принесли им то, что было необходимо, разделили с ними свою веру и свою любовь. Это делание нуждается в людях доброго сердца и чуткой души, способных сострадать и утешать, „радоваться с радующимися и плакать с плачущими“ (Рим. 12, 15).

Сегодня, как и всегда, Церковь возвещает правду Божию и ничего, кроме этой правды, нравится это людям или не нравится, принимают они это слово Церкви или отвергают, преклоняют свои сердца пред Божественной правдой с надеждой и любовью или с насмешкой и презрением отвергают ее. Как в прошлом, так особенно и в настоящем спасительная миссия Церкви не может быть ограничена стенами или оградой храма. Идти к страждущим, идти к нуждающимся, идти к заблудшим таково служение епископа, и оно ныне возложено на тебя как твое первое и последнее и главное послушание Богу. Да откроется в тебе обильно благодать Святого Духа с верою и любовью во Христе Иисусе, по слову апостола (1 Тим. 1, 14). Труды твои да будут благотворными, проникнутыми духом Евангельского учения, церковного предания и святоотеческого наследия. Как викарий Патриарха, ты будешь не только нести заботу о вверенном тебе служении милосердия в общецерковном масштабе, но и помогать Патриарху в окормлении московской паствы именно через это архипастырское служение, будешь обогащаться опытом епископского служения как служения надзирания за верными, как служения собирания словесного стада; и пусть Бог будет тебе в помощь!

Прими от меня сей жезл как видимое свидетельство твоей епископской власти и благослови предстоящих людей, молитвенно соучаствующих в твоей личной Пятидесятнице. Аминь.».

 

В Русской Православной Церкви викарный епископ, согласно Уставу РПЦ (X 1. 8), назначается Священным Синодом в помощь епархиальному архиерею, по усмотрению которого определяется круг обязанностей викария. Таким образом, викарий (от лат. vicarius букв.- заместитель) исполняет обязанности заместителя или помощника правящего епархиального архиерея. Кроме того, викарные епископы входят в состав Поместного Собора и наравне с правящими архиереями составляют Архиерейское совещание.

Будучи епископом, викарий может по поручению епархиального архиерея освящать антиминсы и храмы и рукополагать священнослужителей. И, хотя викарные епископы не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях, они имеют всю полноту преемства апостольской благодати. Как и правящие архиереи, викарии могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов.

В Русской Православной Церкви викарные епископы, в отличие от правящих, в своем титуле имеют наименование одного города (например, епископ Орехово-Зуевский). Только часть викариев в настоящее время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд викариев Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), являясь викарием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

 

Напомним, что 31 мая решением Священного Синода протоиерей Аркадий Шатов был избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский. 17 июля в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, отец Аркадий был пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя. На следующий день, 18 июля, в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Кириллом отец Пантелеимон был возведен в сан архимандрита.

 

Василий РУЛИНСКИЙ




Код для размещения ссылки на данный материал в блоге:


Как будет выглядеть ссылка:

21.08.2010, 7118 просмотров.

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5