На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Почему Русская Церковь помогает грекам?

В храмах Русской Православной Церкви проходит сбор помощи в пользу нуждающихся жителей Греции. Насколько сильно ударил финансовый кризис по греческому населению? Какая помощь необходима больше всего? Как будет распределяться помощь? На вопросы интернет-портала «Православие и мир» ответил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.  

- Когда Русская Православная Церковь объявила о начале сбора помощи для Греции, появились недоуменные вопросы и некоторое смущение. В России катастрофическая статистика по бездомным, службы помощи есть не во всех городах, а тех, что есть, не хватает, существуют проблемы с беспризорниками, многие живут за чертой бедности. При этом у нас климат гораздо жестче, чем в Греции, и природа не столь щедра. Неужели надо отдавать столь необходимые в России средства грекам? Греческих бездомных, которые живут в тепле у моря, накормим, а сколько своих погибнет на морозе за это время?

- Мы вовсе не лишаем помощи людей, бедствующих в России. Сбор на Грецию – дело совершенно добровольное, и одно другого ничуть не исключает.

К тому же, я бы не стал говорить, что Церковь ничего не делает в сфере помощи бездомным. Напротив, меня радует, что все больше людей подключаются к нашему служению. В Церкви более двухсот организаций, которые занимаются помощью бездомным. Вдумайтесь — более двухсот! Только в Москве семь православных служб помогают бездомным как в зимнее, так и в летнее время. Причем не только спасают их от замерзания, кормят и одевают, но и помогают социализироваться: восстанавливают документы, возвращают в семью, покупают билеты на родину.

Конечно, в России множество социальных проблем. И именно их нужно решать прежде всего. Но если добрые люди, которые помогают ближним в России, хотят помочь нуждающимся и в Греции (а мы видим, что люди там действительно нуждаются), то почему это должно вызывать нарекания? Как я уже сказал — любая помощь, любая жертва — всегда добровольна. Чего же тут смущаться? Не можешь, не считаешь нужным — не помогай. Или помогай тем, кому считаешь нужным и важным помочь.

Помните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа? Господин, в образе которого являет Себя милосердный Господь, заплатил одну и ту же цену тем, кто работал с утра и перенес тяготы дня и зной, и пришедшим работать в одиннадцатый час. Работники стали возмущаться, а он кротко сказал: «Вы завидуете оттого, что я добр?» (Мф. 20: 1-16)

Да, можно понять людей, которые не хотят помогать Греции, но сами при этом помогают бездомным, больным, сиротам. Мне кажется, они вправе говорить о том, что помогать надо здесь. Но если здесь человек вообще никому не помогает, то как он может осуждать тех, кто хочет творить добро?

Пусть это остается на совести осуждающих. Церковь же всегда помогала и будет помогать тем, кому эта помощь нужна. Тем более, когда нуждающиеся – наши православные братья.

Я помню, как я был в Греции в начале 90-х годов. Шел Успенский пост, я был на Афоне, а потом меня пригласили в один приходской храм в Салониках, где собрались женщины петь канон Божией Матери (греки его поют на вечернях во время Успенского поста). Когда они узнали, что я из России, они мне дали очень много денег на нуждающихся у нас в стране – а вы помните, что в 90-е у нас жилось трудно. И всегда, когда мы приезжали, нас очень радушно, по-братски встречали – и в самой Греции, и в монастырях на Афоне. Поэтому для меня помочь грекам – совершенно естественный ответ на все то доброе, что для нас сделали греки.

- Не преувеличены ли масштабы катастрофы? Известно, что население Греции, вступив в Евросоюз, жило долгие годы безбедно. Там был непомерно раздутый штат госслужащих, которым платили высокие зарплаты, пенсии были больше тысячи евро, размер пособий по безработице был настолько велик, что многим было выгоднее не работать. Недавно выяснилось, что 15% годами получавших пособия по инвалидности подделывали медицинские справки. Не закономерно ли, что теперь грекам трудно найти отклик у россиян?

- Вы говорите о том, что было до кризиса. Да, Грецию долгие годы нельзя было отнести к бедным странам. Люди там раньше жили обеспеченно, но теперь, оказавшись на грани нищеты, они психологически переживают это очень тяжело. Дело в том, что люди обеспеченные, живущие в комфортных условиях, как правило, переносят бедность и невзгоды гораздо тяжелее, чем бедные. Конечно, это не значит, что нужно помогать разорившемуся олигарху вместо бездомного, которому нечего есть, но психологические особенности тоже надо учитывать.

Сейчас в Греции, по статистике, каждый пятый житель – безработный. И число таких людей, по прогнозам, будет расти. В Греции есть еще одна особенность: по истечении года после увольнения человек не имеет права получать пособие по безработице. Сотрудники нашего Отдела ездили в Грецию и на месте узнали ситуацию. Там продолжается волна увольнений, особенно сильно это касается работников, которым за 50 лет: на новую работу их уже не берут, а до пенсии остается еще 10 или 15 лет.

Уже сейчас почти треть греков живет за чертой бедности, многие бедные люди оказываются на улице. В Греции появились бездомные, причем не только среди коренного населения. Там очень много мигрантов: в одних Афинах – примерно миллион мигрантов при том, что население всей страны – около 10 миллионов. Эти люди приезжают из Азии, Африки, и сейчас они оказались в тяжелейшем положении. Нельзя же их расстрелять или ни за что депортировать из страны!

Всех этих людей – бездомных, мигрантов, безработных — кормит Греческая Церковь. По всей стране развернуты полевые кухни, и там ежедневно получают еду тысячи людей. Не спрашивать же голодного, христианин он, коренной житель, или приезжий мусульманин. Речь не идет о том, чтобы устроить им безбедную жизнь на курортах, а просто о том, чтобы люди не умерли с голоду. Именно об этих людях мы говорим, именно им просим помочь. А не людям с пенсией в 1200 евро, о которых стали писать в Интернете.

- Когда оказывали помощь пострадавшим от землетрясения в Японии в прошлом году, это не вызывало вопросов со стороны верующих: все старались помочь, чем могли. Но экономический кризис в стране, про которую даже существует присказка «в Греции все есть», трудно приравнять к стихийному бедствию. Как добиться сочувствия к людям, которые с европейского уровня потребления опустились до уровня российской провинции?

- Мне сложно оценивать экономические показатели, уровень потребления. Но очевидно одно: грекам сейчас действительно нужна помощь. Один русский корреспондент рассказал как-то о положении в Греции после кризиса – то, что он видит каждый день, живя в Афинах. Так вот, привычной картиной стало то, что люди в Греции роются в мусорных баках и пытаются найти еду. Или, например, подходят к вам в кафе и спрашивают, будете ли вы доедать то, что вам принесли. Мне сложно представить такую картину в России — даже в наших областных центрах.

Конечно, я не считаю, что нужно все отдать на помощь Греции, но как-то отозваться на беду мы должны. Господь нас к этому призывает. Есть такая заповедь в Евангелии: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42). И мы знаем, что многие святые помогали всем, кто к ним обращался за помощью. Мы знаем случаи, когда великие святые помогали людям, хорошо одетым и по виду ни в чем не нуждающимся. Например, к святому Иоанну Милостивому однажды обратились за помощью красивые и хорошо одетые девушки. Его экономы засомневались, давать ли им деньги. Но святой ответил: «Если мы – рабы Христовы, то мы должны выполнять Его заповедь и подавать всем просящим». Он упрекнул своих помощников в маловерии и сказал, что даже если со всей вселенной к нему сойдутся убогие за милостыней, все равно Господь даст средства, чтобы им помочь.

- Помощь оказывается в виде денежных средств или продуктов, медикаментов, одежды, как обычно бывает с гуманитарной помощью?

- Помощь будет оказана в виде перевода денежных средств Элладской Церкви. Пересылать гуманитарную помощь гораздо сложнее, и это связано с существенными расходами. К 9 апреля у нас на счете собрано почти 8 с половиной миллионов рублей (К 20 апреля собрано почти 13 миллионов рублейDiaconia.ru). Этих денег хватит примерно на 220 тысяч порций еды для неимущих. Пожертвования продолжают приходить со всей страны – от монастырей и храмов, из Москвы и из далеких епархий – Новосибирской, Красноярской. Есть и частные пожертвования.

- Как осуществляется сбор денег? Обязаны ли храмы перечислить определенные суммы, в каждом ли храме должны собирать «на Грецию», или в основном идет поиск крупных жертвователей?

- Сбор средств осуществляется в храмах и монастырях на территории России. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла епархиальным архиереям, наместникам ставропигиальных монастырей, настоятелям московских храмов и Патриарших подворий были направлены письма, в которых предлагалось организовать один из воскресных тарелочных сборов в помощь нуждающимся Греции. Никаких указаний по размерам пожертвований не было.

Кроме сбора пожертвований в храмах, люди сами перечисляют средства на счет нашего Отдела: кто 300-400 рублей, а кто – несколько тысяч рублей.

- Кто контролирует расход этих сумм? Получат ли российские жертвователи отчет о том, на что пошли внесенные ими средства?

- Отчеты о поступлении средств регулярно публикуются на сайте нашего отдела Diaconia.ru. Мы постараемся оперативно информировать на нашем сайте о порядке расходования пожертвований в Греции. Мы хотели бы, чтобы отчеты были совершенно прозрачными, и надеемся, что греческая сторона предоставит нам все необходимые документы: на что и как были потрачены средства. Во всяком случае, когда мы в России собираем средства, у нас есть вся отчетная документация, которую мы можем предоставить. Мы ведь понимаем, что Отдел по церковной благотворительности и социальному служению должен иметь идеальную репутацию – иначе нам просто перестанут доверять.

У нас был случай, когда пришла корреспондентка одной газеты и сказала, что хочет проверить средства, которые были собраны для пострадавших от пожаров. Вообще-то мы с этим изданием не сотрудничаем – слишком много лжи публикуется на его страницах, – но в данном случае позволили этой журналистке ознакомиться со всеми документами, дали телефоны всех людей, получивших помощь. В конечном итоге, не найдя ничего, порочащего Церковь, она не стала делать материал о расходовании пожертвований.

- Экономическая ситуация в Греции очень далека от нормальной. Как долго будет требоваться помощь из России? Не станет ли эта строка расходов постоянной, как налог?

- Пока речь идет только о разовой помощи.

- Сбор помощи Греции происходит на фоне нестабильной политической ситуации в Греции. Недавно Святейший Патриарх встречался с лидером греческой оппозиции Антонисом Самарасом. Получается, что Церковь отчасти поддерживает греческую оппозицию и изменения в греческой политической системе?

- Церковь просто помогает нуждающимся. Это необходимо делать, не задумываясь о политических мотивах и последствиях.

- Что бы Вы хотели сказать людям, которые колеблются, стоит ли участвовать в помощи Греции?

- Людям, которые колеблются, оказывать помощь или нет, я бы посоветовал поступать по совести. Совесть дана нам Богом, чтобы мы различали добро и зло. Это некий огонь и свет, вложенный в нашу душу, как говорит Авва Дорофей. Если, когда ты слышишь о Греции, совесть твоя спокойна, а ты хочешь помочь детям, бездомным – то, конечно, надо помогать тем, кому ты хочешь. Но кому-то помогать надо. Очень странно, когда Церкви начинают указывать, на что собирать пожертвования, люди, которые сами не собрали ни копейки. Организуйте какой-нибудь сбор сами – ведь, действительно, в России много бедных, больных, бездомных, голодных, тяжело живут многодетные, нужны центры для социальной реабилитации бездомных… Участвуйте в помощи! Это же очень важно – жить для кого-то, а не только для себя. У нас на сайте «Милосердие.ру» каждый месяц публикуется более 20 просьб о помощи сильно нуждающихся людей, которым нужны деньги на операцию, у которых нет средств к существованию. Мы каждый месяц собираем на этих людей больше 2 миллионов рублей. Помогите им, если не хотите помогать нуждающимся в Греции!

Что сказал Иоанн Креститель людям, пришедшим креститься к нему на Иордан? Очень немногие вспоминают его слова. Пророк Иоанн обращается к воинам, мытарям и простым людям. Вот последним он говорит прямо: у кого есть еда и одежда – дай тому, у кого нет (Лк. 3: 11). Мы забыли об этой простейшей заповеди. Ты знаешь, что есть бедные – так сделай что-нибудь доброе и для них, и для самого себя – чтобы не оказаться в роли богача из притчи о нищем Лазаре (Лк. 16: 19-31).

СПРАВКА

Черта бедности

Почти треть греков в настоящее время живет за чертой бедности, которая составляет 1256 евро в месяц на семью с двумя детьми. Минимальный месячный доход, который позволяет семье сводить концы с концами, составляет 2464 евро. Среди бедняков больше трети (37,9%) не могут своевременно оплачивать электричество, газ, воду и другие коммунальные услуги и рискуют потерять жилье за неуплату.

Риск оказаться за чертой бедности для одиноких пенсионеров составляет 30%, в то время как для одиноких безработных женщин – 40%, одиноких матерей с детьми – 33,4%.

(Исследование национального статистического агентства ELSTAT)

Расходы

Цены на основные продукты питания и промышленные товары в Греции в среднем на 20-30% выше среднеевропейских. В среднем на оплату жилья уходит около 400 евро.

Сокращение рабочих мест и безработица

До конца года в госсекторе будет сокращено 15 тысяч рабочих мест, а в течение 3 лет – 150 тысяч. За время кризиса в стране закрылось более 110 тысяч частных предприятий. Продолжается волна банкротств.

В Греции на конец февраля было более 1 миллиона безработных, что составляет около 20,9 % трудоспособного населения. Среди молодежи доля безработных составляет 48%. (Данные греческого европейского статистического бюро Eurostat)

По прогнозу Всеобщей конфедерации труда Греции, к декабрю 2012 года без работы останется каждый четвертый житель страны. Особенно остро волна увольнений затрагивает работников старшего возраста.

Сокращение бюджета

13 марта Еврокомиссия опубликовала отчет, в котором говорится, что в 2013-2014 году Греции придется дополнительно сократить расходы на 5,5% от ВВП. Весьма вероятно, что на протяжении длительного времени стране придется снижать зарплаты, пособия и пенсии, урезать социальные программы.

Премьер-министр Греции Лукас Пападемос, выступая перед Парламентом страны 30 марта, заявил, что правительству придется дополнительно сократить бюджеты 2012-2014 гг. на 16 млрд. евро.

Ранее парламент страны одобрил снижение расходов на 1,5% от ВВП. В число мер экономии вошло сокращение минимальной заработной платы для разных категорий работников на 22-32 %, а пособия по безработице на 22%.

До рецессии средняя зарплата в частном секторе составляла около 1000 евро, в декабре 2011 года – около 850 евро. В результате февральского сокращения минимальная заработная плата составила 488 евро после уплаты налогов, социального страхования и прочих вычетов, а пособие по безработице – 356 евро.

Бездомные

За последние несколько лет количество бездомных увеличилось на 25% (представителю крупного афинского приюта для бездомных Климак Ады Аламан — цитирует британская газета The Guardian).

До начала рецессии 75-80% тех, кто обращался в открытые при церквях пункты раздачи бесплатного питания, составляли мигранты. В настоящее время 60% голодающих – коренные жители.

(Константинос Димцас, глава организации «Миссия»)

Благотворительная деятельность

Церковь и муниципальные службы ежедневно кормят около 250 тысяч человек. В Афинах 13 тысяч человек каждый день получают горячее питание от организации «Миссия» и Афинской Архиепископии. Сотрудники «Миссии» ежемесячно доставляют греческим семьям 2,5 тысячи наборов макарон, консервов и других непортящихся продуктов.

(Константинос Димцас)

Ежедневная потребность в горячем питании на начало февраля оценивалась в 300 тысяч порций по стране и 50 тысяч порций в Афинах при уровне безработицы в 19%. Ожидается, что по мере роста безработицы и сокращения пособий она будет увеличиваться.

(Глава департамента финансов и операций «Миссии» Константинос Вассилакос)

Реальные возможности «Миссии» в Афинах – увеличивать еженедельно объем бесплатного питания на 100 порций.

Элладской Архиепископии принадлежат более 100 богаделен в Греции. В связи с кризисом они принимают стариков из закрывающихся государственных домов престарелых (например, в Афинах зимой был закрыт крупнейший в Греции дом престарелых на 800 коек).

В Афинах действуют два социальных магазина для бесплатного получения еды и одежды. Подобные магазины открываются и в других городах Греции. Продукты и вещи для открытия первого подобного магазина передавали сами афиняне.

Церковью была организована трехдневная акция в афинских гипермаркетах, в результате которой было собрано 35 тонн еды.

 

Фото: Екатерина Степанова, Miloserdie.ru



Пресс-служба Отдела по благотворительности и социальному служению




В Афинах Элладская Православная Церковь раздает 13 тысяч порций бесплатного питания ежедневно

Епископ Пантелеимон: «Мы не лишаем помощи людей, бедствующих в России. Сбор на Грецию – дело совершенно добровольное, и одно другого ничуть не исключает».

Материалы по теме







Код для размещения ссылки на данный материал в блоге:


Как будет выглядеть ссылка:

20.04.2012, 2473 просмотра.

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5