Вопросы помощи глухим обсудили участники Рождественских чтений

Вопросы помощи глухим обсудили участники Рождественских чтений

В работе круглого стола принял участие председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон

В рамках социального направления Рождественских чтений 23 января состоялся круглый стол «Трудные вопросы пастырского окормления инвалидов по слуху». Духовники и представители общин глухих обсудили актуальные вопросы помощи глухим на приходе и способы их интеграции в жизнь общины. Круглый стол провели руководитель регионального учебно-методического центра по пастырскому, миссионерскому и социальному служению неслышащим людям Екатеринбургской епархии иеромонах Виссарион (Кукушкин) и настоятель Царево-Константиновской Знаменской церкви Кирова, духовник Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены иерей Игорь Шиляев. В обсуждении приняли участие священнослужители и представители десяти общин глухих.  На вопросы делегатов ответил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон.

«Сейчас церковная помощь глухим и слабослышащим активно развивается, но я стал замечать, что очень часто служение глухим для прихода становится не чем-то естественным, а одним из «социальных проектов», - отметил иеромонах Виссарион (Кукушкин). – Те священнослужители, которые только начинают это служение, жестко ставят вопрос об оформлении опыта других приходов в виде конкретных методических рекомендаций, технологий. Понятно, что на начальном этапе это, возможно, необходимо, но насколько вообще допустима такая формализация этого вида служения?»

«От формализации не уйти, нам нужно передавать свой опыт тем, кто пока не знает, как работать с глухими. Но нужно помнить, что священнослужитель ни в коем случае не должен становиться священнослужителем только для глухих, - ответил епископ Пантелеимон. – Он должен привести глухих в общину слышащих. Главная задача священнослужителя – сделать так, чтобы преграды в виде ограничений слуха, зрения, передвижения исчезли, и люди могли соединиться во Христе».

В то же время, как отметили многие участники круглого стола, прихожане с ограничениями слуха нуждаются в особом подходе.

«Необходимо помнить, что восприятие глухих людей отличается от нашего восприятия мира. Прежде всего, потому, что они по-другому понимают язык, - отметила сурдопереводчик Любовь Корвякова. – Нужно не просто переводить им содержание Литургии, но и организовывать занятия, чтобы знать, правильно ли они понимают перевод, и помочь им».

По словам иерея Павла Цоголова, который окормляет школу-интернат для слабослышащих детей в городе Электросталь, священнослужителю также необходимо  изучать жестовый язык. 

«Личное общение через сурдопереводчика всегда вызывает трудности, потому что глухие смотрят не на священнослужителя, а на переводчика. Я почувствовал разницу, когда сам начал учить жестовый язык и впервые пришел на встречу с глухими один, - рассказал отец Павел. – Когда у нас установился личный контакт, сразу возник новый уровень доверия, и они «раскрылись». Всегда помогает и то, что я рассказываю о себе. Глухие часто стесняются и им трудно начать «разговор». Когда они видят, что собеседник им доверяет и готов говорить о себе, смущение проходит».

Участники круглого стола отметили необходимость широкого информирования священнослужителей о методиках работы с глухими прихожанами, формирования доступной среды в храмах и повышения доступности курсов жестового языка. По мнению священнослужителей и специалистов, работа с глухими в Церкви должна перейти из разряда «уникального» опыта в разряд повседневного дела.

Сегодня в России действуют более 4000 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив Русской Православной Церкви. Работа с глухими и слепоглухими людьми ведется в 63 православных храмах и общинах.

С 2015 года Координационный центр по работе с глухими и слабослышащими Синодального отдела по благотворительности совместно с Всероссийским обществом глухих проводит курсы русского жестового языка для священнослужителей и церковных социальных работников. Курсы базового и «продвинутого» уровней проходили в Томске (11-17 мая 2015 года и в октябре 2015 года), в Курске (с 29 июня по 8 июля 2015 года и 18-24 июля 2016 года), Нижнем Новгороде (20-26 марта 2017 года) и Ростове-на-Дону (10-19 июля 2017 года и 4-10 сентября 2017 года).

23.01.2018 19:00, 621 просмотров

Темы: Инвалиды