Документ Комиссии Межсоборного Присутствия по церковному просвещению и диаконии

 

Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных

1. Введение

1.1. Целью настоящего документа является изложение позиции Русской Православной Церкви по вопросам пастырского душепопечения о людях, страдающих психическими расстройствами, и принципов работы с вышеуказанной категорией людей. В своей пастырской практике духовенство часто встречается с психически нездоровыми людьми[1]. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 14% населения имеют психические расстройства; уже в ближайшие десятилетия депрессия может стать ведущей причиной утраты трудоспособности; в мире ежегодно более 800.000 человек погибают в результате самоубийств, которые являются второй по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 15-29 лет. У 9,9 млн. человек в мире ежегодно развивается деменция[2]. При этом, по данным современных исследований, росту числа пограничных психических расстройств и болезней зависимости способствует утрата религиозных и семейных ценностей[3].

1.2. В Священном Писании неоднократно говорится о безумии, которое понимается в различных значениях. Прежде всего, безумным называют нечестивого человека, нарушающего божественный и земной законы, не имеющего страха Божия[4]. Такое понимание безумия связано с представлением о том, что грехопадение человека проявляется отпадением его ума от Творца: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». (Пс.13:1). Кроме того, в текстах Священного Писания имеется представление о безумии как о поведении человека, не соответствующем принятым нормам: «И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар. 21:13). В Новом Завете часто говорится о безумии, когда подчеркивается парадоксальный, невыразимый и сверхрациональный характер учения Христа: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Эллинов безумие» (1 Кор. 1:23); «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:18-19). Тем самым указывается на то, что представления о Боге и религиозная жизнь членов христианской общины радикально отличаются от норм, господствующих в обществе, не следующем заповедям Христа.

1.3. «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами»[5].

1.4. Исконно проявляя попечение о здоровье человека, Церковь считает, что психическое здоровье людей является пространством совместной ответственности духовенства, врачей-психиатров и других специалистов служб психического здоровья. Существующие в обществе предубеждения, мифы и предрассудки в отношении психиатрии и психических больных зачастую приводят к тому, что пациенты своевременно не обращаются за медицинской помощью. При этом сами пациенты и их родственники иногда пытаются подменить психиатра священником, а все психические заболевания рассматривать как форму бесоодержимости.

 

2. Отношение Церкви к психическим расстройствам

2.1. Психические заболевания – это состояния человека, которые проявляются в нарушении способности сохранять свое внутреннее единство и свою целостность, а также в невозможности поддерживать оптимальный эмоциональный фон, адекватность суждений, поведения и восприятия окружающей действительности.

2.2. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Церковь также рассматривает здоровье человека как целостность всех аспектов его существования, исконно присущую богозданной природе человека по благости, мудрости и милости Бога. Невозможно сохранить подлинное психическое здоровье, лишь принимая во внимание телесную природу и психосоциальное благополучие человека, игнорируя при этом его нравственно-аскетическое состояние, мировоззрение и его отношения с Богом. Церковь свидетельствует о том, что исцелению и спасению подлежит вся полнота человеческой природы.

2.3. Церковь с неизменным вниманием относится к научным исследованиям, изучающим причины психических расстройств, их проявления, вопросы терапии и реабилитации, а также влияние религиозных взглядов и практик на психическое здоровье. Медицинский и богословский взгляд на причины возникновения психических болезней и расстройств поведения взаимно дополняют друг друга. Церковь констатирует недопустимость сведения всей сложности и многообразия душевных и духовных проявлений человеческой жизни лишь к проявлениям биологических процессов, осуществляемых головным мозгом.

 

3. Классификация психических заболеваний с позиции современной медицины

3.1. Психические заболевания включают широкий спектр состояний от реактивных депрессий до тяжелых форм врожденного или приобретенного слабоумия. В одних случаях причиной психического расстройства является психологически понятная реакция человека на тяжелые события, в других – структурно-функциональные повреждения головного мозга. В основе психических заболеваний лежит различное сочетание биологических, социальных и психологических факторов.

3.2. Среди многообразия проявлений психических расстройств, можно выделить пять основных групп: пограничные, эндогенные, органические, аддиктивные, а также патологию психического развития. Наиболее часто встречаются пограничные психические расстройства, которые включают психогенно спровоцированные психические состояния, патологические аномалии характера (расстройство личности), невротические заболевания (навязчивости, тревожнофобические состояния[6] и др.), психосоматические расстройства[7]. Эндогенные[8] заболевания (различные формы шизофрении и аффективные[9] расстройства) имеют в своей основе обусловленные генетическими аномалиями, серьезные нарушения функции головного мозга. Органические психические заболевания обусловлены структурными поражениями головного мозга (эпилепсия, старческое слабоумие, психические расстройства при травмах и опухолях мозга, последствия нейроинфекций и др.). Патология психического развития включает различные формы умственной отсталости, расстройства аутистического спектра[10]. Аддиктивные[11] расстройства (алкоголизм, наркомания, токсикомания и нехимические зависимости – игромания[12], интернет-зависимость, компьютерная зависимость и др.) характеризуются формированием патологической зависимости с выраженными медико-социальными последствиями. В качестве отдельной группы выделяют расстройства в сексуальной сфере, которые входят в противоречие с богоустановленными нормами жизни человеческой природы.

 

4. Основные принципы пастырской работы с психически больными и членами их семей

4.1. Церковь свидетельствует о том, что пациент с психическим расстройством является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи[13]. Несмотря на расстройства мышления, восприятия и поведения, эмоциональные нарушения, расстройства памяти, при большинстве психических заболеваний психически нездоровый человек не утрачивает способность чувствовать любовь и отзываться на неё, не теряет в полной мере возможности различать своим сердцем добро и зло. У психически больных сохраняются предпосылки для духовной жизни. Никакие заболевания не могут вступать в конфликт с желанием пациента стремиться к Истине и к добродетельной жизни. И хотя люди, страдающие психическими заболеваниями, зачастую ограничены в своих возможностях, тем не менее, они способны с помощью Церкви следовать по пути христианского и нравственного совершенствования.

4.2. Целью священнослужителей является поддержание у психически больного человека чувства Христовой любви и достоинства образа Божия, сопровождение его на пути духовного возрастания, проживание полноты церковной жизни. При общении с человеком, страдающим психическими недугами, первоочередной задачей пастыря является помочь болящему со смирением принять сам факт наличия заболевания, а значит стремиться, насколько возможно, к исцелению. Психическое заболевание не является признаком богооставленности, закрывающей для человека Царство Божие или возможность участия в жизни Церкви; это крест, посланный человеку для его спасения. Пастырь должен содействовать, и нередко настойчиво, обращению недужного к врачу-психиатру, обследованию и, в случае необходимости, систематическому лечению. Многовековой опыт Церкви и результаты современных научных исследований свидетельствуют о том, что психически нездоровые люди через воцерковление и участие в таинствах Церкви могут обрести улучшение своего душевного состояния. Православная вера для многих психически больных является важнейшим личностным ресурсом, помогающим преодолевать проявления болезни, сохранять человеческое достоинство.

4.3. Церковь свидетельствует о необходимости разграничения сферы компетенции священника и врача-психиатра. Священнослужители не должны вмешиваться в терапевтические назначения врачей-психиатров. При этом Церковь считает нравственно недопустимым использование психотерапевтических методик, основанных на подавлении личности больного и использующих состояние измененного сознания и манипулирование поведением как со стороны врачей, так и со стороны духовенства (включая манипулирование лжестарцами и младостарцами своими «чадами»). Священнослужителям следует участвовать в диалоге между пациентом, его родственниками и медицинскими работниками с целью содействия обретению пациентом смысла в жизни, мира с Богом и близкими, и преодоления симптомов болезни. Священник и врач должны осуществлять свою помощь больному в согласии и доверии друг другу, иначе их забота может вылиться в дополнительные испытания и иногда непереносимые тяготы для самого больного и его близких. [l1] 

4.4. Священнику приходится сталкиваться со случаями искажения и деформации духовной жизни при некоторых психических заболеваниях, в том числе с проявлениями религиозного фанатизма, а также с невозможностью понимания сущности церковной традиции, с нарушением критического отношения к собственной личности и формированием патологического религиозного поведения, с вытеснением стремления к полноценной духовной жизни. В то же время любые проявления религиозности могут восприниматься некоторыми неверующими людьми как некое психическое расстройство. В связи с этим необходимо проводить просветительскую работу, в том числе среди студентов-медиков и врачей-психиатров.

4.5. Приходские общины должны иметь особую заботу о психически больных прихожанах, оказывая им всемерную поддержку для преодоления их социальной изоляции, способствуя их интеграции в церковную общину, давая им почувствовать себя полноценными членами Церкви, имеющими любящих братьев и сестер во Христе, ибо когда «страдает… один член, то сострадают с ним все члены» (1Кор.12:26).

4.6. Священнику необходимо обратить внимание на духовное и душевное состояние членов семьи психически больных, так как для многих из них болезнь близкого человека – это крушение определенных жизненных планов и надежд. Священник должен, с одной стороны, объяснить, что эти психические заболевания во многих случаях имеют благоприятное течение, а с другой стороны, раскрыть, что это испытание для них имеет духовный смысл. При этом священник должен всегда помнить, что от него требуется сострадание, научение и содействие при оказании квалифицированной медицинской и иной помощи.

4.7. Тягчайшим последствием душевных расстройств является самоубийство. При рассмотрении прошений родственников о церковном поминовении людей, добровольно лишивших себя жизни, при отсутствии медицинского заключения о наличии у больного психического заболевания, следует со вниманием исследовать обстоятельства, предшествующие самоубийству, особенно последние месяцы жизни[14]. При подозрении на наличие психического заболевания необходимо рекомендовать родственникам обратиться к правящему архиерею. Священнику приходится сталкиваться с необходимостью поддержки и утешения родных и близких человека, совершившего суицид. При отсутствии данных о наличии психического заболевания [l2] священник может рекомендовать чтение «Чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго»[15].

 

5. Участие душевнобольных в богослужениях[l3] , церковных таинствах и обрядах

5.1. В связи с особенностями психического состояния многим душевнобольным затруднительно в полной мере участвовать в богослужениях и совершать ежедневное утреннее и вечернее молитвенное правило. В каждом конкретном случае священник, исходя из принципа икономии, должен индивидуально решать вопрос о режиме молитвенного правила и посещения храма. Пастырю, окормляющему душевнобольного, желательно иметь взаимодействие с врачом-психиатром для того, чтобы принять решение, в какой момент психически больной в наибольшей степени доступен для оказания духовной помощи и в какой мере. C величайшим терпением, не претендуя на немедленное понимание, пастырю нужно помочь психически больному человеку осознать значение таинств, к которым он приступает.

5.2. Психические расстройства не являются препятствием для принятия таинств Крещения и Миропомазания, за исключением случаев, когда психически больные люди хулят имя Божие или своим поведением могут нечестиво отнестись к самому таинству. Катехизация душевнобольных проводится сообразно их возможностям к духовному просвещению и образованию. В случаях выраженного врожденного или приобретенного слабоумия душевнобольного крестят по вере его восприемников[16] при согласии его родственников или опекунов.

5.3. Приступая к таинству Покаяния, люди с психическими заболеваниями иногда могут не осознавать нравственных последствий своих греховных действий. Задача священнослужителя состоит в этом случае в том, чтобы человек в меру своих сил осознал свое греховное состояние, что позволит пастырю судить о готовности кающегося к принятию Святых Христовых Таин. Психически больные могут быть освобождены от канонической ответственности за некоторые поступки, совершенные ими в болезненном состоянии. В случае осознания человеком серьезных греховных деяний на него может быть наложена посильная для его физического и психического состояния епитимия. Больных с тяжелыми формами врожденного или приобретенного слабоумия допустимо причащать Святых Христовых Тайн без исповеди как младенцев, а в более легких случаях исповедь нужно проводить как с ребенком, ограничиваясь минимумом элементарных вопросов.

5.4. Подготовка к таинству Евхаристии предполагает практику приуготовительного и евхаристического поста, а также совершение молитвенного правила. В случаях психического расстройства, по пастырскому снисхождению, евхаристических пост и молитвенное правило могут быть сокращены. Исключения из существующей традиции подготовки к Евхаристии должны определяться духовником с учетом индивидуальных особенностей больного и его понимания церковной жизни. Священнику придется решать вопрос, связанный с причастием психически больных, склонных к совершению неадекватных поступков. Важным критерием участия для них в таинстве Евхаристии является безопасность Святых Христовых Тайн. В связи с этим недопустимо причащать находящихся в психотическом состоянии больных, которые могут совершить поругание святыни. Родственникам психически нездорового человека необходимо стремиться к причащению вместе с ним, где это возможно, что способствует укреплению в сознании душевнобольных необходимости участия в Евхаристической Трапезе.

5.5. Таинство Елеосвящения (Соборования) над психически больными может совершаться в сокращенной форме. Совершение таинства над возбужденными больными, которые могут недостойно отнестись к самому таинству, рекомендуется не совершать до момента их успокоения. Таинство Елеосвящения нужно совершать над больными, не представляющими угрозы совершению Таинству.

5.6. Некоторые психические заболевания могут стать препятствием для церковного брака. Церковь не разрешает венчать лиц, признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак[17]. Невозможность совместного проживания с душевнобольным и совместного воспитания детей в силу психического заболевания одного из супругов, является основанием для расторжения церковного брака. Согласно положению документа «О канонических аспектах церковного брака»[18], неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством, делает невозможным продолжение брачной жизни. Расторжение церковного брака на основании психического нездоровья – это право, а не обязанность супругов. Кроме того, в настоящее время, в пастырской практике следует учесть, что вследствие прогресса медицинской науки появляются новые возможности лечения даже тяжелых психических болезней и что не существует четких медицинских критериев того, что именно и в каких именно случаях следует считать «неизлечимой тяжкой душевной болезнью». Эти вопросы требуют совместного индивидуального рассмотрения представителей Церкви и специалистов в области психиатрии.

5.7. Некоторые психические заболевания могут стать препятствием для принятия таинства Священства. В этой связи руководителям духовных школ необходимо уделять должное внимание проблеме психического здоровья абитуриентов при их поступлении в духовные учебные заведения. В то же время, сам факт обращения к психиатрам или лечения в психиатрическом стационаре не может автоматически рассматриваться как препятствие для рукоположения, так как некоторые психические расстройства имеют временный, преходящий характер.

5.8. Наличие психических расстройств может быть препятствием для принятия в монастырь[19] и выполнения монашествующими монашеских правил и обетов.

 

6. Подготовка священнослужителей к пастырскому окормлению психически больных и членов их семей

6.1. Пастырская забота о психически больных людях требует постоянного памятования о том, что кроме обычных сложностей в общении все время будет присутствовать медицинская составляющая, к которой священник должен быть специально подготовлен. Перед священником не стоит задача диагностировать конкретное психическое заболевание, но он должен различать нормальные переживания человека от патологических и правильно выстраивать свои с ним отношения с учетом психического состояния. От того, насколько он сможет распознать среди душевных проблем психическое заболевание, зависит не только правильность духовного руководства, но в некоторых случаях и жизнь человека. Священник должен быть способен видеть различия между страстями, одолевающими человека, и проявлениями психических заболеванийКроме того, в некоторых случаях психические расстройства имеют картину особых духовно-мистических состояний, что может быть неправильно истолковано, и в этом случае приведет к большим соблазнам и искушениям. Особое внимание должно быть обращено на обучение священника распознаванию острых форм психических расстройств, угрожающих жизни как самого больного, так и других людей. Каждый священник должен быть осведомлен о случаях, когда необходимо оказать экстренную помощь, в том числе в виде недобровольной госпитализации.

6.2. Одной из задач современного духовного образования является подготовка студентов духовных школ, духовенства и монашествующих по вопросам основ психиатрии путем введения в программах их обучения специального предмета «Пастырская психиатрия». Пастырская психиатрия представляет собой междисциплинарный курс об основных проявлениях, закономерностях течения, причинах возникновения психических заболеваний и особенностях пастырского душепопечения страдающих ими лицах. Целью курса является подготовка будущих священников к пастырскому попечению о лицах, страдающих психическими расстройствами.

6.3. С целью ознакомления священнослужителей и монашествующих с основами пастырской психиатрии необходимо проведение специальных обучающих пастырских семинаров, а также преподавание этой дисциплины на курсах повышения квалификации священнослужителей.

6.4. В церковных средствах массовой информации рекомендуется проводить просветительскую работу с целью дестигматизации психических больных в церковной среде, а также преодоления их социальной изоляции, содействия интеграции в церковную общину, своевременного обращения за психиатрической помощью.

 

7. Практические рекомендации для церковного попечения о психически больных

7.1. Священник и социальные работники православной общины при общении с психически нездоровыми людьми должны проявить терпение, уделить пришедшему достаточно времени, дать возможность человеку почувствовать, что им небезразлична его судьба. Необходимо помнить, что в каком бы «безумном» состоянии не находился психически больной человек, он всегда очень тонко чувствует отношение окружающих, особенно значимых для него людей, какими зачастую являются священник или врач. Только когда человек ощущает уважительное, серьезное и бережное внимание к себе, понимает, что к нему относятся с любовью, он будет готов выстраивать конструктивные отношения сотрудничества со священником, а также специалистами в области психического здоровья, следовать их наставлениям, советам, рекомендациям и лечебным мероприятиям.

7.2. Священники, монашествующие, социальные работники приходских общин при общении с психически нездоровыми людьми должны обращать внимание на следующие признаки [l1] психического расстройства, при которых необходимо настойчиво рекомендовать обратиться за консультацией к врачам-психиатрам:

1)                состояния с неумеренным ограничением приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания священнику в отношении духовной жизни, уверенностью в своей особой правоте;

2)                депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, малоценности, чрезмерной греховности;

3)                депрессивные состояния с размышлениями о бессмысленности и бесцельности жизни, антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями;

4)                депрессивные состояния с чувством богооставленности, утратой смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие»;

5)                упоминание о наличии «голосов» внутри головы или извне оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера;

6)                состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при которых человек не реагирует на окружающих людей и попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота;

7)                идеи своей особой избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна;

8)                состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с неадекватными идеями общественного или церковного переустройства[l2] ;

9)                эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, ранее не свойственные человеку рискованные и антиобщественные поступки, грубые расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверсии, наркомания, алкоголизм);

10)           высказывание необоснованных идей преследования, воздействия (гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни (особенно опасны при наличии активного поведения в соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними);

11)           ощущение нереальности и «подстроенности» окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения, идеи бесоодержимости с чувством овладения движениями, мыслями и поступками;

12)           появление навязчивых идей загрязнения, многократного мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные действия, наличие навязчивых идей хульного содержания;

13)           нарастающее падение работоспособности, чрезмерная утомляемость, не адекватная нагрузке, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой и старческий возраст);

14)           патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничение в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (особенно в молодом возрасте);

15)           отставание в развитии речи, интеллектуальном развитии и нарушение поведения в раннем детском возрасте, несвоевременное формирование навыков самообслуживания, неадекватное поведение в детском саду и школе, хроническая неуспеваемость в школе.

7.3. Существуют некоторые психические состояния, требующие неотложной, срочной госпитализации больного в психиатрический стационар без его согласия, вопреки его воле и желанию. Порядок недобровольной госпитализации определяется законодательством государства и осуществляется в ситуациях, когда больной по своему психическому состоянию представляет угрозу для себя (реальная опасность самоубийства) или для окружающих, а также в случаях его крайней беспомощности (неспособности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности). В некоторых случаях, священникам, социальным работникам на приходе, членам монашеских общин приходится принимать решение о вызове скорой психиатрической помощи.

 

8. Рекомендации по организации церковного попечения о психически больных людях

Организация церковного попечения о психически больных людях осуществляется на общецерковном, епархиальном и приходском уровне.

 

На общецерковном уровне

- Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению  должен осуществлять через ответственного за организацию и координацию церковной работы по окормлению психически больных людей:

* методическую поддержку и координацию деятельности ответственных за работу в епархиях с психически больными (в составе социальных и медицинских епархиальных отделов);

*организацию их обучения и систематического повышения квалификации по психиатрии;

*взаимодействие с государственными структурами в деле совершенствования законодательства и подзаконных актов, затрагивающих интересы психически больных людей и членов их семей;

*разработку методических материалов и учебных пособий, учебных фильмов и других необходимых материалов для священнослужителей, окормляющих психически больных людей на приходе и в стационарах;

*сбор и анализ существующего опыта церковных и светских, отечественных и зарубежных организаций, осуществляющих попечение о психически больных людях;

- для улучшения взаимодействия священнослужителей со специалистами по охране психического здоровья обеспечить деятельность при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению экспертного комитета из представителей научного сообщества и представителей церковных структур;

- разработать программы по пастырской психиатрии для духовных школ и для курсов повышения квалификации для духовенства. Подготовить и издать методические пособия, учебные фильмы и др. необходимые материалы для слушателей вышеупомянутых курсов.

 

На епархиальном уровне

В епархиальных медицинских отделах или отделах социального служения назначить ответственного за организацию работы по церковному попечению о психически больных. В его задачу входит организация и координация окормления духовенством епархии психо-неврологических интернатов, психиатрических стационаров, организация курсов повышения квалификации для священнослужителей по психиатрии, сбор и доведение до сведения священников новой информации и методических материалов по пастырскому окормлению душевнобольных. Для пастырского окормления и катехизации душевнобольных, находящихся на стационарном лечении в психиатрических больницах и психоневрологических интернатах, необходимо стремиться к открытию в них больничных храмов или специальных молитвенных комнат с регулярным совершением богослужений священнослужителями, прошедшими специальную подготовку по особенностям пастырского попечения о психически больных.

 

На приходском уровне

Священнослужители должны:

* владеть базовыми знаниями по психиатрии, информацией о возможностях лечения и госпитализации психически больных (при необходимости) в остром состоянии;

* воспитывать в прихожанах отношение к психически больным людям как к полноправным членам общины, способствовать их интеграции в приходскую жизнь;

* оказывать особую духовную поддержку психически больным прихожанам и членам их семей.

 

9. Заключение

Стремительное развитие общества и проблемы, с которыми оно сталкивается, ставят перед Церковью и медицинским сообществом новые вызовы, требующие правильного осмысления. Церковь обеспокоена тем, что нравственный кризис всё чаще и сильнее отражается на состоянии психического здоровья населения, что свидетельствует о чрезвычайно сильном отступлении общества от нравственных норм: «Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных его попрали, и говорили в сердце своем: «нет Бога»…» (3 Езд. 8:56-58). Христиане твердо убеждены в том, что психическое здоровье невозможно без духовного благосостояния человека. Поэтому проблема улучшения состояния психического здоровья населения имеет прямое отношение к посланничеству Церкви в мире. Именно Церковь Христова призвана помогать обществу идти по нелегкому пути преображения и исцеления ради обретения полноты жизни.

 

Приложение

 

Психические заболевания и бесоодержимость

 

1. Церкви представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами[1]. Кроме того, влияние бесов на человека не сводимо лишь к одержимости. Влияние на душевное здоровье человека может осуществляться диаволом как непосредственно через душу человека, так и через его тело (Иов. 2,6). Причем влияние на человеческую душу зачастую осуществляется бесами именно через тело человека, так как диавол утрачивает власть над душой христианина после Крещения[2]; хотя своими грехами человек может вновь открыть свою душу диавольскому воздействию.

2. Одержимость бесами чаще всего проявляется отвращением к Богу, к иконам, кресту, запаху ладана и к другим святыням. Соприкосновение со святынями сопровождается беспокойством, тревогой или яростью, иногда потерей сознания. У одержимого могут возникать необычные для него способности: например, появление необычной физической силы, способность видеть сокрытые расстоянием или спрятанные вещи. Вне приступов «демонического безумия» человек не отличается от психически здоровых людей. Одержимость может проявляться также способностью непосредственно «видеть» болезни других людей и «излечивать» их, не прибегая к медицинским средствам. Такое псевдоцелительство может наносить непоправимый ущерб здоровью.

3. Образ Божий никогда не исчезает у одержимого, давая ему возможность обращения к Богу. Одержимые, как и душевнобольные, остаются нашими братьями и сестрами, которых недопустимо отвергать или презирать. Бесоодержимость – это попущенное Богом испытание, которое помогает открыть человеку существование духовной реальности. Причастие бесоодержимых должно осуществляться согласно каноническому правилу: если верный будет одержим бесом, то «аще не нарушает тайны, ниже хулит иным каким-либо образом: то да причащается»[3]. Бесноватые не допускаются к Святому Причастию, если произносят хулы на Бога или в случае, если дурное расположение души делает одержимого недостойным таинства.

4. Церковь обеспокоена тем, что среди верующих большую распространенность приобрело обращение к чинам изгнания злых духов. Зачастую, люди, недостаточно укорененные в церковной традиции, не имеющие навыка целостного восприятия духовной жизни, стремятся участвовать в чинопоследованиях бесоизгнания, о которых ни они сами, ни те, кто их совершает, не имеют должного представления. При этом не только сами приходят на такие «отчитки», но и приводят своих малолетних родственников. «Отчитывание больных» в настоящее время часто понимается ошибочно: не как возможность получить чудесное освобождение от бесоодержимости в ответ на внутренние духовные усилия человека, направленные на воссоединение с Богом, но как некий ритуал, участвуя в котором, можно заведомо получить избавление от страдания.

5. Церковь выражает убежденность в том, что только методами медицины невозможно отличить бесовское влияние от психического заболевания, потому что религиозный опыт богообщения и богопознания не может быть адекватно выражен в терминах научного знания. Такое различение возможно только в Церкви, – духовно совершенным людям, святым, получившим от Бога дар различения духов (1 Кор. 12,10). По словам Антония Великого: «Потребны нам усильная молитва и подвиги, чтобы приняв от Духа дарование рассуждения о духовном, можно было человеку узнать о демонах, которые из них менее худы и которые хуже других, какой цели старается достигнуть каждый из них и как можно низложить и изгнать каждого»[4]. Христос изгонял бесов и даровал Церкви власть изгнания бесов как часть Своей миссии (Мк. 3, 13-15; 6, 6-13). Но только духовенство, подготовленное духовным опытом к встрече с бесами, может принимать участие в исцелении от одержимости по благословению правящего архиерея.



[1] ХI.5 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

[2] Диадох Фотикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. 79.

 

[3] Канонические правила Тимофея Александрийского. Ответ на вопрос 3.

[4]Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. Творения. Т.3 с.197-198.


 

Читайте нас в Телеграме:

Подписаться