Сотрудник Синодального отдела выступила на конференции по сопровождению детей и молодых людей с инвалидностью

Участники конференции
Участники конференции

Вероника Леонтьева рассказала о возрождении практик духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями

В Сергиевом Посаде Московской области прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития: традиции и перспективы». Конференция была посвящена 100-летию ученого и педагога, одного из основоположников воспитания и обучения слепоглухих детей Александра Мещерякова. В конференции приняли участие ведущие специалисты в области обучения детей и молодых людей с инвалидностью со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева, а также внук и правнук Александра Мещерякова. На пленарном заседании Вероника Леонтьева рассказала о возрождении и преемственности российских практик духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями.

В своем выступлении  Вероника Леонтьева отметила, что впервые со слепоглухими детьми в России начала работать в 1894 году Екатерина Грачева в Приюте Братства во имя Царицы Небесной в Санкт-Петербурге. Она же инициирует создание Общества попечения о слепоглухонемых в России в 1909 году, предоставляет специально обученных сотрудников своего приюта - сестер-нянь - для нового благотворительного учреждения. Дефектолог Иван Соколянский, в то время студент Санкт-Петербургского Психоневрологического института, проходил практику в приюте Братства во имя Царицы Небесной и в приюте для слепоглухонемых, основателями которого были его учителя Екатерина Грачева и Михаил Богданов-Березовский. Дело Ивана Соколянского по обучению слепоглухих детей продолжит его ученик Александр Мещеряков.

«После октябрьского переворота описание деятельности Екатерины Грачевой как первого российского педагога-дефектолога сократиться до нескольких строк в энциклопедиях и учебниках. Будет убран весь православный контекст и религиозные причины, положившие начало коррекционной педагогике», - рассказала Вероника Леонтьева.

Дело Екатерины Грачевой по духовно-нравственному просвещению слепоглухих детей будет продолжено с 90-х годов XX века студентами Московской духовной семинарии и академии совместно с педагогами Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих. Благодаря совместной деятельности создан сначала домовой храм, а затем и инклюзивных храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, адаптированный для детей с нарушением слуха, передвигающихся на инвалидных колясках, с переводом на жестовый язык богослужений для глухих детей.

«Для нас очень важно взаимодействие с научным и педагогическим сообществом, разработка совместных методик. Тифлосурдопедагогика шагнула далеко вперед, и важно, учитывая имеющийся опыт, создавать практические пособия и методические материалы по духовно-нравственному просвещению и воспитанию слепоглухих детей и молодых людей», - подчеркнула Вероника Леонтьева.

Также в рамках конференции прошла секция «Духовно-нравственное попечение о детях и молодых людях с комплексными нарушениями: традиции и перспективы». В ней приняли участие 31 человек из 10 епархий.

На секции выступил настоятель храма в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при Семейном центре имени А.И. Мещерякова иеромонах Феофилакт (Кириллов). Он рассказал об истории сотрудничества и накопленном опыте воцерковления слепоглухих детей и молодых людей. Педагог Семейного центра имени А.И. Мещерякова Ольга Мухина, регент храма в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому поделилась опытом духовно-нравственного воспитания детей с комплексными нарушениями развития Семейного центра имени А.И. Мещерякова, рассказала о разработанной программе по воцерковлению детей с комплексными нарушениями развития.

Также на секции выступили исполнительный директор общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», духовник «Дома слепоглухих» в Пучково иерей Лев Аршакян, священник собора в честь Святой Троицы Ижевска протоиерей Павел Матюшин, педагог Центра лечебной педагогики Пскова Анна Васильева, педагог-психолог Свято-Софийского социального дома православной службы помощи «Милосердие» Дора Туманян, директор Центра социальной помощи во имя преподобного Паисия Святогорца города Карабаново Владимирской области Надежда Тузинайте.

В ходе секции Вероника Леонтьева передала в подарок тактильные деревянные иконы для незрячих и слабовидящих людей в храмы Ижевской и Александровской епархий.

После секции в храме в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при Семейном центре имени А.И. Мещерякова прошел практический семинар «Создание доступной среды в храме для людей с комплексными нарушениями».

Александр Мещеряков – психолог и дефектолог, основавший 60 лет назад единственную на тот момент экспериментальную площадку по обучению и сопровождению детей со сложными нарушениями зрения и слуха -  Сергиево-Посадский дом для слепоглухонемых детей. Под его руководством четыре слепоглухих воспитанника этого дома-школы окончили психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-каналах «Дела Церкви»«Дела Церкви. Кратко»«Помощь беженцам» и в группах Синодального отдела в VKОК, в Youtube-канале

Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям - помочьвбеде.рф Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности «Поможем» - mirom.help 

26.12.2023 21:21, 807 просмотров

Темы: Люди с инвалидностью Дети в трудной ситуации Дети с инвалидностью

Подпишитесь на рассылку нашего Синодального отдела

Раз в месяц присылаем нескучное письмо о том, какие добрые дела совершает Церковь и ее люди.
Email*
 

Читайте нас в Телеграме:

Подписаться