Этические проблемы вакцинации и трансплантологии: отношение Церкви

Этические проблемы вакцинации и трансплантологии: отношение Церкви

В работе секции Рождественских чтений по биоэтическим вопросам приняли участие члены Общества православных врачей и священнослужители из разных регионов России

В православной среде распространяются порой противоречивые сведения о вакцинопрофилактике, методах искусственного оплодотворения, а также трансплантации органов тела взрослых и детей. Как поступать приходским священникам, когда прихожане просят благословение на подобные медицинские процедуры и операции? Эту тему обсуждали участники секции Рождественских чтений «Современные медицинские технологии в контексте традиционных ценностей», которая прошла 25 января в Синодальном отделе по благотворительности.

Открывая работу секции, доктор медицинских наук, профессор СПбГМУ имени И.П. Павлова, кандидат богословских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга протоиерей Сергий Филимонов рассказал об отношении Церкви к применению современных медицинских технологий.

Оживленную дискуссию в рамках секции вызвала тема вакцинопрофилактики. В последние годы распространяется точка зрения, что для изготовления вакцин против краснухи, ветряной оспы, гепатита А и некоторых других серьезных заболеваний используются клетки, взятые из тканей ранее абортированных эмбрионов человека.

«Греховные действия, в результате которых были получены такие клеточные линии, были совершены около 50 лет назад и больше не повторяются, поэтому вопрос вакцинации не должен вызывать вопросы у Церкви» - подчеркнула кандидат медицинских наук, член Общества православных врачей России, сотрудник кафедры детских болезней Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Наталья Машукова. Современные вакцины не содержат ткани человеческих эмбрионов, они высокоэффективны и безопасны,  заключила Наталья Машукова. Вакцинопрофилактика призвана спасать жизни и предотвращать тяжелые пороки развития у многих тысяч людей. А полный отказ от вакцинации может способствовать увеличению числа смертей, отмечает Наталья Машукова. Эксперт также напомнила исторически подтвержденный факт, что святитель Иннокентий Московский, а также святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лично проводили прививки.

В настоящее время также вызывает споры тема трансплантации органов и тканей человека. «Сейчас в России действует презумпция согласия, подразумевающая возможность трансплантации органов у умершего человека, если при жизни он в явной форме не выразил свое несогласие на пересадку», - сказал на конференции старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ имени Н.И. Пирогова Лев Ляуш. Однако презумпцию несогласия, распространенную в США и некоторых европейских странах, Православная Церковь считает более этически допустимой, отметил эксперт. Он также предложил обратиться к опыту Франции и создать национальную компьютерную базу по отказам от донорства, куда любой желающий сможет внести свое имя и таким образом обезопасить себя от нежелательной трансплантации.

«Посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающееся и по ту сторону смерти, - процитировал Основы социальной концепции Русской Православной ЦерквиЛев Ляуш в завершении своего выступления, - Но такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека».

Екатерина КОРОТНЕВА


Доктор медицинских наук, профессор СПбГМУ имени И.П. Павлова, кандидат богословских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга протоиерей Сергий Филимонов
 

 

28.01.2013 22:05, 10669 просмотров

Темы: События отдела Законодательство Биоэтика Здравоохранение

Подпишитесь на рассылку нашего Синодального отдела

Раз в месяц присылаем нескучное письмо о том, какие добрые дела совершает Церковь и ее люди.
Email*
 

Читайте нас в Телеграме:

Подписаться