В рамках ХХIV Международных рождественских чтений 24 декабря в Петропавловске-Камчатском прошла Межрегиональная научно-практическое конференция «Традиционные ценности и современное образование». Организаторами выступили краевое Министерство образования и науки, Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров и Петропавловская епархия. В рамках конференции для педагогов, воспитателей, дефектологов и логопедов был организован круглый стол на тему «Поддержка и помощь заикающимся: отечественные традиции и новации».
«Педагогическая поддержка и помощь заикающимся детям видится в совместном определении ребенком, педагогом, логопедом, родителем и, возможно, священником путей преодоления препятствий, мешающих активному общению, взаимодействию ребенка с другими людьми», – говорит доцент кафедры педагогики КамГУ имени Витуса Беринга Елена Ковалева.
Методист кафедры педагогики и психологии КГАОУ «Камчатский институт ПКПК» Светлана Ложанова рассказала об изменениях в области специального образования в связи с введением новых образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время общеобразовательная организация стала частью специального образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для получения качественного образования важно создавать специальные условия, в первую очередь, заботиться о квалифицированных кадрах и адаптированной учебной программе. Также необходимо создавать психологически комфортную образовательную среду для всех субъектов инклюзивного пространства, отметила Светлана Ложанова.
«История лечения страждущих заиканием в нашей стране насчитывает тысячу лет: первая больница, где принимали страдающих этим недугом – Киево-Печерская лавра, а монах Агапит был первым русским врачом, – напомнил руководитель Центра заикающихся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре иеромонах Иоанн (Заяц). – Большинство людей являлись прихожанами того или другого прихода, имели о себе духовное попечение пастыря. Духовный отец подбадривал, научал в молитве получать благодатное утешение и силы к несению своего креста. Кроме того, житель деревни был членом большой семьи-рода, который являлся мощной морально-психологической стабилизирующей и поддерживающей силой».
В 1898 году профессор Московского университета Сергей Рачинский опубликовал свою работу «Заикание и церковно–славянское чтение». Автор писал о том, как в течение многих лет в своей сельской школе он применял чтение Псалтири на церковно-славянском языке для избавления от заикания. Благодаря ритмическому и интонационному строению священных текстов гармонизируется дыхание, нервная система и психологическое состояние человека. Поэтому чтение Псалтири является действенной методикой избавления от заикания, отмечали участники круглого стола.
Заведующая отделом реабилитации и коррекции КГБУ «Камчатского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Нелли Пушкина отметила, что большинство отечественных ученых относит заикание к неврозам. Чаще всего невроз у ребенка возникает при нарушении гармоничных взаимоотношений в семье: развод родителей, выяснение взаимоотношений между родителями в присутствии ребенка и т.д.
«Наш Центр оказывает помощь заикающимся детям от 3 до 18 лет и ставит задачу ввести заикающегося ребенка в общество здоровых, – говорит Нелли Пушкина. – На сегодняшний день 20-25% детей и подростков полностью излечиваются, а у 85% пациентов происходят значительные улучшения речи и удлинение периода плавной речи между рецидивами».
Недавно на Камчатке была создана общественная организация «Общество заикающихся». О работе организации рассказала ее руководитель Марина Фролова. Встречи со взрослыми заикающимися проводятся в группе взаимопомощи на протяжении трех лет. Родителям с детьми, страдающими заиканием, предлагаются занятия по методике куклотерапии.
«В дореволюционное время воспитанием и образованием занимались Церковь и семья, и мы как педагоги не должны вычеркивать из своей практики то, что было накоплено поколениями русских людей», – отметила в завершение встречи начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Министерства образования и науки Камчатского края Ольга Великанова.